Воры в законе и Щавлик
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


Воры в законе и Щавлик

  • Другая История
  • Вор в законе Владимир Клещ - Щавлик

    Вор в законе Владимир Клещ — Щавлик

    В истории суверенной Беларуси самым известным вором в законе является товарищ с «псевдонимом» Щавлик. Даже глава государства недавно намекнул на причастность власти к его исчезновению. Под эгидой, как вы понимаете, борьбы с преступностью. Шуму было много, но словам и на этот раз верить не стоит. Даже если Щавлик исчез с помощью бойцов одного из спецподразделений, это означает только то, что власть в переделе сфер влияния подыграла одной из сторон.

    Клещ Владимир Аркадьевич, вор в законе, кличка Щавлик, 1960 года рождения, пять судимостей. В милицейских досье до сих пор значится как глава преступного сообщества Беларуси, выполнявший роль высшего руководства и контроля, в том числе и над общаком. Отмечается, что он пользовался поддержкой российских воров в законе. В милицейском списке его друзей и покровителей — Огонек, Славка Крыл, Пшенка, Тимоха, Дед Хасан, Шакро, Бойко.

    О Щавлике пресса писала достаточно много и столько неправды, что она затесалась даже в закрытые милицейские досье. Первое и главное — Щавлик не был единственным, не пользовался беспрекословным авторитетом, не выстраивал в нашей стране с нуля структуры «синей братии». Он вообще мог бы никогда не стать тем, кем стал, но так сложились обстоятельства.

    Крестный отец

    У белорусского преступного мира есть свой крестный отец — ныне покойный витеблянин, вор Науменко, более известный как Наум. Наум сидел в российских колониях. За дерзкий характер, постоянные конфликты с администрациями ИТК и соблюдение так называемых блатных законов он был провозглашен «положенцем» (еще не вор в законе, но на положении такового).

    Вор в законе Петр Науменко - Наум

    Вор в законе Петр Науменко — Наум

    К концу 1994 года ему удалось создать единый белорусский общак, объединив существовавшие разрозненно «черные кассы» крупных городов страны. Помимо этого произошел раздел сфер влияния и территорий. И крови было пролито немало: расстрелян столичный «авторитет» Боцман, в Гомеле чудом уцелел под градом пуль Солдат, в Бобруйске из револьвера рассчитались с небезызвестным Новиковым, в Светлогорске в центре города, возле Дворца культуры химиков, изрешетили из пистолета первого «смотрящего» за городом (убийство, по официальной информации, удалось раскрыть)…

    Впрочем, более подробно о Науме и периоде его правления мы расскажем в одном из ближайших номеров. В данном случае нас интересует Щавлик.

    А король-то…

    Щавлик освободился в сентябре 1993 года из колонии в Орше. Не «законником». (Позже в прессе появится информация, что он вообще был коронован во Владимире во время отсидки. Сие, как утверждают наши источники, — не правда, а один из мифов, которые Щавлик создавал вокруг своей персоны.) В столице тогда наметилось противостояние между двумя криминальными «авторитетами» — «законником» Бельмо и «положенцем» Плошковым. Щавлик сблизился с Плошковым, однако патрон вскоре оказался за решеткой. Он и сейчас находится в Гродненской тюрьме, поскольку срок ему был продлен за попытку побега. (Кстати, адвокатом Плошкова был известный правозащитник, большой друг политиков и журналистов Гарри Погоняйло.) Говорят, незадолго до ареста Плошкова его отношения с юным коллегой (тогда Щавлику было 33 года) испортились, и чем могло закончиться их «сотрудничество» при других обстоятельствах — бог весть.

    Как бы то ни было, Плошков сел, а Щавлик стал на его место. Приблизительно в это время он и был коронован.

    Слева: Валера Плохиш, воры в законе: Андрей Расписной и Вова Щавлик

    Слева: Валера Плохиш, воры в законе: Андрей Расписной и Вова Щавлик

    Известно, что отношения с другими криминальными «авторитетами» у него складывались далеко не просто. Много писалось о противостоянии группы Щавлика и команды другого вора — Бельма. Непонятно с чьей подачи стала гулять версия о том, что Щавлик пытался противостоять приходу в Беларусь криминала из Закавказья. Это не просто не так, а совсем не так. Более того, российские эксперты считают, что Щавлик представлял в западном регионе интересы именно закавказского — в частности, грузинского — криминального сообщества. Его славянские связи, правда, тоже были достаточно широки, но имели ярко выраженный «наркооттенок». В этом можно убедиться, если проанализировать куцые сведения из уже цитировавшегося официального милицейского досье.

    Связи воровские

    Огонек (Саша-Огонек) — Александр Георгиевич Окунев, русский, родился в Ленинграде в 1962 году. В криминальном сообществе Москвы выполнял роль третейского судьи. Был коронован в 1994 году и с тех пор курировал группировки Центральной России, которые занимались наркобизнесом и торговлей оружием, поддерживал связь с «коллегами» из Беларуси и Прибалтики. Судим три (по другим данным — четыре) раза по незначительным статьям. Однажды его задержали в Минске. В номере его гостиницы нашли марихуану.

    Вор в законе Вячеслав Крылов - Славка Крыл

    Вор в законе Вячеслав Крылов — Славка Крыл

    Крыл (Крыло) — тамбовский вор в законе Вячеслав Крылов, русский, 1951 года рождения. В настоящее время проживает в Тамбове, однако сохраняет влияние и связи в Смоленском регионе.

    Пшенка — Сергей Семенков, на тот момент единственный вор в законе, контролировавший Смоленский регион и, в частности, передвижение грузов по трассе Минск — Москва. Позже, уже после исчезновения Щавлика, здесь началась борьба за влияние, и, по слухам, в настоящее время Пшенка живет на Кипре. Если жив.

    Тимоха (Бульбаш) — Александр Бор. После ареста Вячеслава Иванькова (Япончик, Ассирийский зять) именно ему западные спецслужбы приписывали главенствующую роль в русских криминальных кланах за рубежом. Родился в Беларуси, где и получил свой первый срок за хулиганство и нанесение тяжких телесных повреждений. Позже вслед за Япончиком перебрался в Штаты, где женился на американке. В 1999 году был арестован в Мюнхене.

    Дед Хасан — Аслан Рашидович Усоян. Родился в 1931 г. в Тбилиси. Один из самых известных питерских «авторитетов». Когда в 1996 году Хасана задержали, он ехал на «Вольво» с депутатскими номерами. Принадлежит к ассирийской ОПГ, курд. До недавнего времени проживал в Москве, есть сведения, что он контролирует сразу несколько российско-кавказских криминальных семей и состоит в бизнесе с «коллегами», работающими с «ЛУКойлом». Ныне — один из самых авторитетных представителей грузинского клана. По неофициальным данным, в настоящее время регион его интересов — Петербург.

    Шакро-старый — Шакро Ражденович Какачия. Один из самых известных воров в законе, принадлежал к мингрельской группировке. Семь судимостей. Его смерть в окрестностях Берлина злые языки связывают все с той же компанией «ЛУКойл» — по крайней мере, незадолго до этого Шакро поссорился с одним из руководителей «ЛУКойла». Однако убийство не раскрыто.

    Бойко (Кутаталадзе) — сведений очень мало. Проживает в Москве, специализируется на операциях с таможней.

    У россиян на Щавлика есть другое досье. В нем прямо указывается, что г-н Клещ представлял в Беларуси интересы грузинских королей — помимо уже упомянутых это Руслан, Цицка и Томаз, представители кланов, до сих пор имеющих вес и в Московском регионе, и в Грузии.

    Преступная империя

    Большинство экспертов сходятся во мнении, что Щавлик пришел на все готовое: система крутилась, он лишь частично прибрал ее к рукам. В милицейских отчетах того времени значилось более 200 преступных групп общей численностью около 2 тысяч человек. «Смотрящих»- четыре десятка. В Минске — Могильщик, в Витебске — Рябинок, в Бресте — Куцый, в Гомеле — Солдат, в Гродно — Захар, а в Могилеве — Поляк. За республикой наблюдать было поручено Комиссару (он, кстати, числился сотрудником фирмы политбеженца Александра Пупейко «Пуше»). Воры в законе лишь осуществляли контроль и вмешивались в конфликтные ситуации. Причем конкуренция в этом смысле нарастала.

    Вор в законе Владимир Бирюков (Бирюк или Биря)

    Вор в законе Владимир Бирюков (Бирюк или Биря)

    Товарища Бельмо (1928 года рождения) мы уже упоминали. Добавим лишь, что он на тот момент был известен как человек, выдвигавший в руководство интеллектуалов, требующий строгого соблюдения воровских традиций, водивший дружбу с певцами, композиторами и другими представителями интеллигенции. В Беларуси он уже тогда осуществлял лишь консультативные функции. Из-за возраста. И из-за того, что перенес несколько инфарктов.

    Однако по некоторым сведениям, в 1996 году состоялась все-таки коронация еще двоих воров — бобруйчанина Бири (вроде бы по рекомендации Бельма) и гомельчанина Мамонтенка (по инициативе Клеща).

    Чаще всего противопоставляют Щавлика и Бирю. По оперативным данным, вор Биря имел влияние на Бобруйский гидролизный завод. Как будто спиртовые коммерсанты делились с ним частью прибыли. Впрочем, в ходе суда над руководством БГЗ доказать это не удалось. Тем не менее Биря стал и по влиянию, и по статусу не ниже Щавлика. И оба роскошествовали не стесняясь. Например, у Бири в огромном особняке даже будка для собаки была с подогревом… Ситуация накалялась.

    Крах

    Практически с момента коронования Щавлик попадал в разные неприятные истории. Такое ощущение, что уже тогда власти не знали, как с ним поступить — то ли приручать, то ли карать. Так, в последнее время в прессе часто упоминается история с пышным днем рождения, на который съехались криминальные «авторитеты» со всего бывшего Союза, где их якобы и накрыл белорусский ОМОН. За давностью лет история изменилась до неузнаваемости, потому напомним, что произошло на самом деле. А на самом деле у Щавлика была свадьба. На которую действительно съехался весь «синий бомонд». Гуляли широко, молодых и гостей развлекал один из самых дорогих певцов. Не будем называть кто, поскольку видеозаписью торжества не располагаем, но, говорят, песня Шуфутинского «Ножи» еще не звучала. ОМОН никуда не врывался — побоялись. Машины с гостями для проверки останавливали уже после торжества. Ничего не нашли, никого не арестовали, но авторитет Щавлика — у которого «все и везде» — был подмочен. Что называется, на взлете. Позже женитьба аукнулась еще раз — «коллегам» не нравилось, что жена оказывает на него большое влияние, а для человека такого ранга это недопустимо.

    А уж любовь к «певцам лесоповалов» вообще обернулась кратковременной, но отсидкой. Встретились как-то на таком концерте в партере тогдашний министр внутренних дел Юрий Захаренко и «криминальный министр» Щавлик… И Клещ «пошел» за хранение наркотиков.

    По иронии судьбы, и Щавлик, и Захаренко исчезли при загадочных обстоятельствах, и сегодня бытует версия, что к исчезновению обоих причастны бойцы спецподразделений. Хотя сразу после пропажи Щавлика (по неофициальным данным, вместе с ним исчез и общак) молва «грешила» на Бирю. Он вряд ли будет оправдываться, тем более что находится где-то в бегах. Однако достоверно известно, что исчезновение Щавлика вызвало небывалый энтузиазм в славянском криминальном сообществе. Лидеры славянского движения сразу вознамерились пригласить в столицу Беларуси нескольких воров из Новосибирска, Екатеринбурга и других регионов традиционно российской ориентации. На место «положенца«, по оперативным данным, должен был быть выдвинут некто Андрюша Татарин из Свердловской области.

    Далее эта история обрывается… Но после исчезновения Щавлика и до сего момента белорусским криминалом правят наши, славяне. Приложила ли к этому руку официальная власть — сказать сложно.



    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru