Советская дедовщина
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


Советская дедовщина

  • Другая История
  • Советская дедовщинаВ конце 1980-х годов, когда, словно гнойники, стали вскрываться неудобные факты, вдруг выяснилось, что ежегодно в мирное время солдаты Советской армии гибнут десятками при весьма странных, а иногда и ужасных обстоятельствах. Зачастую преступления и суициды среди солдат-срочников происходили из-за явления, известного как дедовщина.

    Ночью 24 февраля 1987 года на Московский вокзал Ленинграда прибыл спецпоезд №934 МВД СССР. В нем из СИЗО «Кресты» к месту отбывания срока были этапированы осужденные. Но по прибытии из вагона 001/76040 никто не вышел. Когда дверь вагона вскрыли, то увидели страшное зрелище. В купе, предназначенном для караула, лежали 7 трупов с огнестрельными ранениями: сержант Семенов, рядовые Нечаев, Джамалов, Гатауллин, Синицкий и Манхуров, а также проводник Михаил Дашкиев.

    У входа в пищеблок нашли тело начальника караула прапорщика Пилипенко. Но среди погибших не было одного из конвоиров — 19-летнего рядового Артураса Сакалаускаса. Сакалаускаса объявили в розыск, местное телевидение показывало его фото, а по городу и области были введены усиленные наряды военных и милиции. Спустя три дня в Ленинграде, на кольце автобуса №47 Сакалаускаса задержали. Сопротивления при аресте он не оказал.

    Первые же допросы вскрыли картину произошедшего. Еще до отбытия в рейс Артурас Сакалаускас подвергался унижениям в части, а в поезде старослужащие продолжили развлекуху: надевали ему на голову миску с горячим супом или, когда он спал, вставляли между пальцев ног бумажки и поджигали их. Зеки, которых сопровождал этот взвод, подтвердили эти факты.

    Артурас Сакалаускас

    Артурас Сакалаускас

    В роковой день, 23 февраля 1987 года рядовые Джамалов и Манхуров, отметив День Советской армии, решили изнасиловать безропотного литовца. Они вызвали его в туалет, где Манхуров держал Артураса, а Джамалов пытался вступить с ним в связь. Но по причине преждевременного семяизвержения изнасилования не случилось, а жертва потеряла сознание. Отморозки горящей спичкой привели его в себя и пригрозили, что ночью повторят процедуру, но насиловать его будет уже весь взвод.

    После их ухода Артурас Сакалаускас заперся в туалете, а выйдя в коридор, увидел, что пьяные сослуживцы спят. Взяв из купе прапорщика два пистолета, солдат методично расстрелял всех людей в вагоне. После чего он переоделся в форму прапорщика и, прихватив оружие и деньги, несколько дней был в бегах.

    Еще во время допросов следователи заметили, что убийца немного не в себе. Это помогло ему избежать смертного приговора, Сакалаускаса отправили в психушку. А в Минобороны предпочли «замылить» дело. Генпрокурор ЛенВО Олег Гаврилюк по этому поводу и вовсе был категоричен: «Труднее всего в армии нытикам, хамелеонам, бездельникам, маменькиным сынкам!» В общем, всем было выгоднее представить дело как единичный случай.

    Советская дедовщина

    К тому моменту такое явление, как дедовщина, давно цвело в Советской армии махровым цветом. Заключалась она в том, что солдаты второго года службы имели превосходство над новобранцами. Причем это превосходство в разных частях варьировалось от простого авторитета до чудовищных случаев вроде изнасилования. Последним часто грешили солдаты с Кавказа.

    Узнавая от своих сыновей, дембельнувшихся в 1980-х, о таких случаях, их отцы никак не понимали, как такое могло появиться в армии. Ведь те, кто служил еще в 1960-х, не могли
    даже представить, чтобы молодых гоняли в мороз по плацу в нижнем белье или заставляли совершать «марш-бросок» ползком под кроватями в казарме. Обычно это оформлялось как наставничество с подтруниванием над неопытностью новобранцев.

    Дедовщина

    Дедовщина

    Историки утверждают, что дедовщина в русской армии была всегда. И даже не столько среди солдат, сколько среди кадетов и курсантов. По воспоминаниям князя П.Кропоткина, даже в таком элитном учреждении, как Пажеский корпус, старшие воспитанники «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков».

    Эксперты считают, что в Советской армии дедовщина появилась в середине 60-х годов XX века. В 1967 году срок срочной службы в армии был уменьшен в сухопутных войсках с трех до двух лет‚ а на флоте с четырех до трех лет. Это вызвало озлобление части срочников, ибо в роте порой служили солдаты разных призывов, но с одинаковой датой демобилизации. На этой почве солдаты, уже отслужившие год, старались всячески унизить новобранцев, и традиция укрепилась, с каждым годом обрастая ритуалами.

    Вторым, более существенным фактором появления дедовщины стал призыв на службу ранее судимых парней. Считалось, что армия поможет им встать на путь исправления. Но произошло ровно наоборот. Криминальная субкультура проникла в армию и стала ее частью среди рядового и сержантского состава. В тот момент это совпало с массовым оттоком из частей командиров-фронтовиков, понимавших, что здоровый моральный климат в подразделении — залог успеха в бою.

    Иерархия в армии

    Сама суть дедовщины проста — создание иерархической лестницы, положение на которой определялось сроком службы. Причем у солдат каждой ступени имелись свое название, права и обязанности. Так, солдаты, еще не принявшие присягу, назывались «запахи» или «духи». После присяги их переименовывали в «салабоны», «отцы» и «чижи» (человек, исполняющий желания). Как правило, эта категория была самой бесправной и понукаемой. Изначально считалось, что они — тупицы, и лишь «наставничество» старослужащих поможет им понять суть службы.

    После полгода службы давление на молодых солдат начинало ослабевать, ибо в часть прибывали новые призывники. Теперь уже полугодичники, именуемые «слоны», «шнурки», «гуси» или «вороны», сами становились на одну ступень выше. После года службы солдат именовался «черпаком», «черепом» или «годком». Эта категория наиболее зло относилась к молодым. Ибо они уже были достаточно зрелыми, чтобы понять сущность дедовщины, но не имели возможности воплотить ее на практике.

    Наконец, самая привилегированная каста — это деды, солдаты, отслужившие полтора года и ожидавшие приказа о демобилизации. Хотя имелись и те, кто был выше дедов — дембеля (солдаты, дослуживающие уже после выхода приказа), но они считали себя уже почти гражданскими и не оказывали влияния на процессы в части.

    Вся эта иерархия был связана с множеством ритуалов, неприятных для молодых солдат и увлекательных для старших. Например, перевод из «духа» в «слона» осуществлялся несколькими чувствительными ударами пряжкой ремня по ягодицам. А вот перевод из «черпаков» в дембеля имел театральную окраску. Переводимый ложился на кровать, ему клали 2-3 подушки на попу и «хлестали» по ним ниткой. Под кроватью лежал молодой солдат, кричащий за дембеля, якобы от боли.

    Также в почете у дедов были ночные представления, когда молодые трясли его кровать, а кто-то лежал под ней и ударами ног имитировал стук по рельсам. «Проводник» в белом халате приносил чай, а на соседней кровати певец под гитару пел песни Магомаева, якобы из радио, и объявлял станции. Все это было бы, возможно, забавно, если бы не было так грустно. Помимо унизительных ритуалов, молодые часто подвергались избиениям и унижениям. В частности, дед мог заставить не только заправлять свою кровать, но и стирать его нижнее белье и носки. У молодых отбирали деньги и сигареты, не разрешали им есть вне столовой.

    Невыполнение требований грозило физической расправой в туалете или «темной». На строптивого солдата, называемого «быком», могли воздействовать и психологическими методами. Например, заставляли всех солдат его призыва отжиматься или петь гимн СССР по ночам, в то время как сам он просто стоял. После этого ненавистью к нему проникались
    уже его одногодки, считая, что страдают из-за этого «быка». Морально слабые солдаты не выдерживали всего этого физического и психологического прессинга и часто ломались. Они кончали жизнь самоубийством, уходили в побег или, как Сакалаускас, расправлялись с сослуживцами.

    Нельзя сказать, что с этим явлением не боролись. Летом 1982 года в части поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако пользы от него оказалось мало. Дедовщина и после распада СССР продолжалась в Российской армии. Только сокращение службы по призыву до одного года и усилившийся контроль командиров позволили серьезно уменьшить ее проявления.



    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru