Ванька-Каин
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


Ванька-Каин

  • Другая История
  • Ванька-Каин - знаменитый московский вор и сыщик первой половины 18 века

    Ванька-Каин — знаменитый московский вор и сыщик первой половины 18 века

    Ванька-Каин (Иван Осипов, 1718 — после 1756) — знаменитый вор, разбойник и московский сыщик, ставший легендарным героем воровских приключений и удальства.

    Биография

    Сын крестьянина села Иваново (позднее относилось к Ростовскому уезду Ярославской губернии), принадлежавшего купцу Филатьеву. Родился в 1718 году и 13-ти лет от роду был привезён в Москву, на господский двор. Обокрав своего господина, Ванька-Каин бежал из господского дома, был схвачен и возвращён обратно. За донос на своего барина Ванька-Каин получил свободу и попал в воровской притон «под Каменным мостом». После целого ряда смелых похождений в Москве, отправился на Волгу, где примкнул к понизовой вольнице и разбойничал в шайке известного атамана Михаила Зари.
    В конце 1741 года, Ванька-Каин вновь очутился в Москве, явился в Сыскной приказ и объявил, что он, Ванька, сам вор, знает других воров и разбойников, не только в Москве, но и в других городах и предлагает свои услуги к их поимке. Предложение Ваньки-Каина было принято, ему было присвоено звание доносителя сыскного приказа, в распоряжение его дана была военная команда. Выдавая и ловя мелких воришек, он укрывал крупных воров; преследуя раскольников, вымогал у них деньги; открыл в своём доме игорный дом; не останавливался и перед открытым грабежом. Весь Сыскной приказ, начиная с членов приказа и кончая мелким писцом, был у него на откупу и потворствовал его проделкам. Под покровительством Ваньки-Каина число беглых, воров, мошенников, грабителей увеличивалось в Москве с каждым днём. Это скопление огромного числа людей, живших воровством, грабежом, а иногда и убийствами, должно было, наконец, выразиться общественным бедствием.

    И действительно, весною 1748 года начались в Москве повсеместные пожары и разбои, наведшие ужас и на Петербург. В паническом страхе жители Москвы выбиралась из домов, выезжали из города и ночевали в поле. В Москву послан был с войском генерал-майор Ушаков, под председательством которого была учреждена особая следственная комиссия. Во время трёхмесячного существования этой комиссии, Ванька-Каин продолжал мошенничать и грабить, но уже не так свободно, как прежде; явились новые деятели, которые ему не потворствовали. К тому же он столкнулся с сильной в то время сектой скопцов. Команда Ушакова, предупреждая поджоги, ловила всех подозрительных людей и приводила их не в сыскной приказ, а в комиссию. Благодаря этому стали мало-помалу раскрываться проделки Ваньки-Каина. Убедившись, что вся московская полиция была в заговоре с ним, преемник Ушакова, генерал-полициймейстер Алексей Татищев, ходатайствовал об учреждении по делу Ваньки-Каина особой комиссии. Комиссия эта просуществовала с июня 1749 года по июль 1753 года, когда дело Ваньки-Каина передано было в сыскной приказ, весь личный состав которого за это время переменился. В сыскном приказе дело тянулось до июля 1755 года. Ванька-Каин был приговорён к смертной казни, но, по указу Сената, наказан кнутом и послан в каторгу, сначала в Рогервик, а потом в Сибирь.

    В литературе

    Вскоре после ссылки Ваньки-Каина появились его жизнеописания в нескольких редакциях, под различными заглавиями; жизнеописания эти выдерживали много изданий, даже в XIX веке. Первоначально появилась: «О Ваньке-Каине, славном воре и мошеннике, краткая повесть» (1775), краткий безграмотный рассказ, перепечатанный впоследствии под заглавием: «История Ваньки-Каина со всеми его сысками, розысками и сумасбродного свадьбою» (СПб., 1815 и 1830).

    Более подробный рассказ появился под заглавием «Обстоятельная и верная история двух мошенников: первого — российского славного вора… Ваньки-Каина, со всеми его сысками, забавными разными его песнями и портретом его; второго — французского мошенника Картуша и его сотоварищей» (Матвей Комаров, СПб., 1779 и позже). Многие песни были известны в народе под именем Каиновых; последней из них по времени считается знаменитая песня «Не шуми, мати, зелёная дубравушка». Песни эти включил в свой роман о Ваньке-Каине Матвей Комаров. Многие из них явно литературного происхождения. Уже из романа Комарова эти песни перешли в анонимную автобиографию Ваньки-Каина при позднейшей переработке; при этом количество песен с каждым изданием менялось от 54 до 64.

    Большой интерес представляет жизнеописание Ваньки-Каина, изданное в виде автобиографии, хотя из архивных данных известно, что Ванька-Каин писать не умел. Автобиография эта, отличающаяся чисто народным пошибом, издана была под заглавием: «Жизнь и похождения российского Картуша, именуемого Каином, известного мошенника и того ремесла людей сыщика, за раскаяние в злодействах получившего от казни свободу, но за обращение в прежний промысел сосланного вечно в Рогервик, а потом в Сибирь. Писана им самим при Балтийском порте, в 1764 г.» (СПб., 1785, с приложением песен; под другим заглавием, 1788 и М., 1792). Жизнеописание Ваньки-Каина в этой последней редакции, по изданию 1785 года перепечатано, без песен, Григорием Книжником (Г. Геннади), под заглавием: «Жизнь Ваньки-Каина, им самим рассказанная» (СПб., 1859), а с приложением песен — Бессоновым, в «Собрании песен П. В. Киреевского» (вып. 9, Москва, 1872).

    Лубочной переделкой этой последней редакции является «История известного пройдохи Ваньки-Каина и постигшего его наказания» (М., 1858; 2-е изд. М., 1870). Лубочные сочинения о Ваньке-Каине и роман Комарова пользовались в XVIII веке особенным успехом у купечества, позже они спустились в мещанскую и частично в крестьянскую среду.

    Ванька-Каин — не только сыщик-грабитель; он воплощает в себе и тип народного мошенника, разудалого добра молодца. Он не только грабит, но и забавляется, не только хоронит концы, но и глумится над полицией; речь он держит прибаутками, сказками да присказками, душу отводит в песне. Литературный образ в значительной мере ассимилировался с французским разбойником Картушем.



    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru