Аферист Иван Рыков
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


Аферист Иван Рыков

  • Другая История
  • Иван Рыков

    Иван Рыков

    Крохотный Скопин в Рязанской губернии ничем не отличался от сотен других городков Российской империи второй половины XIX века. Их называли «стоячим болотом» — пыль‚ ветхость‚ беднота. Здесь словно замирало время и почти ничего не случалось. Казалось, расшевелить в местных «аборигенах» интерес к жизни не по силам ни одному реформатору. Если только он… не мошенник. Это про Ивана Рыкова — родился в 1833-м в семье бедненького помещика Оводова‚ без перспектив, без наследства, одно название, что барин. Но родители умерли, и сироту подобрал и усыновил родственник — богатый купец Андрей Рыков, давший пасынку не только свою фамилию‚ но после смерти оставивший ему знатное наследство — 200 тысяч рублей, которые по тем временам делали Ивана первым женихом и желанным гостем в любом скопинском доме.

    Однако наследник оказался тем еще мотом — коммерцией заниматься особо желания не имел‚ транжирил оставленные ему деньги налево и направо. Правда, не в карты проигрывал — а устроившись в родное городское управление на небольшую должность, широко жертвовал на благоустройство родного города, выстроил за свой счет церковь на городском кладбище. В итоге из мелких клерков он стал бургомистром. Такая широта души сыграла ему и хорошую службу, и плохую. Из хорошего можно отметить тот факт, что местное общество считало его лучшим жителем Скопина, и когда среди местных «коммерсов» зашел разговор об учреждении общественного банка‚ его кандидатура на должность управляющего была принята единогласно. Из плохого стоит выделить то, что к тридцати годам Иван оказался «гол как сокол».

    Жизнь в Скопино конца 1870-х текла медленно и скучно. И вот, чтобы как-то встряхнуть город‚ а заодно расширить бизнес, местные купцы решили организовать в городе Общественный банк. Было получено разрешение от министра финансов, а директором банка был выбран самый «лучший» житель — Иван Рыков. Получись все так, как задумывали ведущие воротилы Скопина, банк мог бы здорово реанимировать прозябающий город — на собрании банка решили, что треть доходов от банковской деятельности пойдут на нужды города‚ треть — на благотворительность и лишь треть — на приращение основного капитала.

    Иван Рыков рьяно взялся за дело и за счет вложений главных акционеров быстро довел банк до миллионных оборотов. Но молодому банкиру хотелось все и сразу . Неглупый человек, он видел разные пути для увеличения капитала — но в основном из тех, что финансисты называют рискованными операциями. Рыков и пустился бы во все тяжкие, но городской голова и одновременно один из самых успешных местных купцов Михаил Леонов контролировал руководителя банка и на корню пресекал все подозрительные манипуляции.

    Тогда Иван Рыков выставил свою кандидатуру на должность городской головы во время очередных выборов и с большим перевесом победил старого купца Леонова. Но поскольку и тогда нельзя было совмещать две ответственные должности, то место городской головы он уступил другому купцу Николаю Афонасову, который задолжал банку огромную сумму, и потому из него можно было легко вить веревки.

    Иван Рыков — бизнес на доверии

    Когда шлагбаумов перед Рыковым больше не осталось, он дал волю своим проектам. И вот уже в столичных и провинциальных газетах появилось объявление «Скопинского общественного банка», сулившего большие, по сути в два раза, проценты по вкладам — до 7,5% вместо обычных 3-5%. Люди понесли деньги — кто-то чуть-чуть, из «чулка», кто-то — посерьезней.

    Городская управа в Скопино

    Городская управа в Скопино

    За достаточно короткий период времени провинциальный банк городка,о котором прежде многие и не слышали, превратился в большую финансовую машину‚ а сам город принялся расти как на дрожжах. Проценты первое время выплачивались вовремя и в полном объеме — естественно, старым клиентам за счет новых. Но долго так «пирамида» платить не могла. Тогда для привлечения еще большего числа вкладчиков Рыков выпустил процентные бумаги по вкладам, которые не были обеспечены капиталом банка и не имели правительственной гарантии. В другое время на такую откровенную профанацию никто бы не клюнул, но скопинский банк уже набрал свои очки — народ побежал вкладывать деньги с удвоенной силой.

    Все верили Ивану Рыкову. Даже рязанский губернатор и вице-губернатор пользовались скопинскими кредитами. Постепенно Иван Рыков стал настоящим хозяином города. Он не забывал никого — платил газетчикам за «правильные» сгатьи, судебным приставам, чиновникам всех сословий‚ телеграфисгам на почте…

    Каким образом, не совершая вообще никаких законных банковских операций, Рыков платил по вкладам 7,5% против 3% у остальных банков. Для начала Рыков вывел фальшивый баланс, настолько благоприятный, что банк привлек вкладчиков со всех концов страны. Чтобы объяснить происхождение крупных доходов, Рыков вносил в бухгалтерские книги различные хитроумные банковские операции. Тут были и фиктивный учет векселей, фиктивные ссуды, несуществующие на самом деле покупки процентных бумаг и такие же «левые» их продажи.

    Нанятые Рыковым «специальные» люди давали поручение банку на покупку акций, процентных бумаг и выигрышных билетов на несколько миллионов рублей. Это была фиктивная сделка, и проистекающий отсюда фиктивный доход неизменно вписывался в ложный годовой отчет, представляемый министру и публикуемый в «Правительственном вестнике».

    Иван Рыков не только выдавал вкладчикам высокий процент, но и продолжал жертвовать большие суммы на благотворительные цели, оказывал денежную помощь школам, щедро одаривал церкви. Безнаказанность порождает еще больше желание сорвать «куш» — на самом пике своей «пирамиды» Иван Рыков пускается еще в одну серьезную аферу.

    Иван Рыков торгует воздухом

    В трех селениях близ Скопина были найдены залежи угля — но так, для личных нужд,  в промышленных объемах там было делать нечего. Рыков тут же разглядел в этом возможность навариться. Пользуясь тем, что об истинных скромных масштабах залежей угля знает очень ограниченное количество людей, бывших, так сказать, «под Рыковым», он учредил и
    возглавил «Акционерное общество Скопинских угольных копий», выпустил акции‚ дал рекламу в газетах, рассчитывая на инвестиции.

    Город Скопин

    Город Скопин

    Когда же ажиотажа не увидел, сделал «ход конем», на какой способен разве что самый умный авантюрист, — отправил своих агентов на Московскую и Петербургскую биржи, чтобы те изображали торговлю. В течение целого года люди Рыкова продавали и покупали друг у друга бумаги угольного общества, заявляя о сделках биржевым маклерам. Пока его люди играли на бирже, Рыков получил разрешение у министра финансов принимать свои угольные акции в залог за акцизные марки на алкоголь по курсу 75 рублей за 100. То есть за свои дутые необеспеченные акции с ценою в 100 рублей — он получал бы 75 реальных рублей.

    Да вот незадача — мелкий чиновник, старший ревизор Рязанского акцизного управления, при составлении отчета по своему собственному почину взял да и съездил на место, где предположительно очень бурно и энергично добывали уголек. А нашел лишь засыпанные землей шахты и ни души кругом. Вскоре Рыков был осужден к бессрочной каторге в Сибирь. Там и умер в 1899 году. До рождения Сергея Мавроди оставалось 56 лет.



    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru