«Первое О.В.К.» выставлен на продажу
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


«Первое О.В.К.» выставлен на продажу

  • Другая История
  • Смоленский

    Борьба за престол Александра Павловича

    История банковского бизнеса Александра Смоленского – история банковской системы России в миниатюре. Свое детище, нареченное при рождении банком «Столичный», он произвел на свет в далеком уже 1989 году. Еще в первой половине 90-х, одним из первых оценив привлекательность непопулярного на тот момент у банкиров рынка частных вкладов, Смоленский переименовывает банк в «Столичный банк сбережений» а отделения банка – в сберкассы. Ближе к 1996-му, когда вполне вероятным становится приход к власти в стране левых, – в «СБС – банк для профсоюзов и трудящихся». Но смены режима в стране не случилось (опять же не без участия Александра Павловича), и примерно в то же время он получает от повторно законно избранного президента подарок: к «СБС» прибавляется окончание «-Агро».

    С этим именем банк Смоленского и встретил август 1998-го. Смоленский к тому времени уже руководил банковской группой, куда наряду с «головной конторой» («СБС-Агро»_ входили еще десять банковских институтов, обладающих крупнейшей (после Сбербанка) региональной сетью в России, около десяти институтов, занимающихся смежными отраслями бизнеса, и три зарубежные «дочки»: казахстанская, голландская и македонская.

    Как сообщали банковские справочники тех лет, «в связи с финансовым кризисом и сложным положением в банке в сентябре 1998 года А.П. Смоленский вновь стал председателем правления АКБ «СБС-Агро».

    «СБС» + АРКО =… «Первое ОВК»?

    «В условиях финансового кризиса банк стал испытывать серьезные трудности, – читаем в ежегодном сборнике «Финансовые институты России» за 1998 год, выпущенном ООО «Интелбридж Плюс». – В этих условиях в первой половине сентября 1998 года ЦБ РФ пытался взять под контроль деятельность банка путем введения в нем временной администрации. 12 сентября ЦБ РФ запретил «СБС-Агро» вести какую-либо финансовую деятельность. 18 сентября этот запрет был отменен. С 21 сентября все отделения банка приступили к работе.»

    Не будет преувеличением сказать, что банк Александра Смоленского был и остается единственной кредитной организацией в России, позволявшей себе, скажем так, вольности в отношении государства вообще и регулирующих органов в частности. То временной администрации на дверь укажет, то вообще ультиматум Банку России объявит: либо вы мне деньгами помогаете, либо возьмите свою лицензию. Столь же лихо вел себя банк Смоленского и в отношении Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которому поручили финансовое оздоровление «СБС-Агро». Позиция Смоленского была предельно откровенной: пусть АРКО «накачает» нас деньгами, а как ими распоряжаться, мы и без них знаем. В руководстве агентства тогда вздыхали: не «СБС» банкротить надо, а Смоленского…

    Что мешало регулирующим органам поступить с банком Александра Смоленского столь же решительно, как, скажем, с «Инкомом», «ОНЭКСИМом» или «МЕНАТЕПом»? Только ли «социальная значимость» (опять же второй после «Сбера» показатель по объему привлеченных вкладов граждан) или его «аграрная составляющая»? Наверное, ни то и ни другое. С частниками уже почти разобралось АРКО, да и сельским хозяйством «СБС» не занимался с июля 1999-го. Думается, что заслуга здесь прежде всего самого г-на Смоленского, который умеет договориться, кажется, с кем угодно. Вот один лишь пример: в апреле 1999 года Генпрокуратура выписывает ордер на арест банкира, находившегося на тот момент в Австрии. А менее чем через год в принадлежащим опальному, казалось бы, олигарху «Александр-хаусе» работает предвыборный штаб Владимира Путина.

    Так что всерьез неприятностей Александру Павловичу никто, кажется, доставлять не собирался. Неслучайно на фоне проблемного «СБС-Агро» стал стремительно подрастать другой банк Смоленского – «Первое Общество Взаимного Кредита» («Первое О.В.К.»). Учрежденный еще в 1990 году, он долгое время держался в тени. Зато пока ЦБ, а позже АРКО пыталось что-то сделать с «СБС-Агро», Александр Смоленский успел перевести все лучшее оттуда в «Первое О.В.К.». И вот сегодня новый банк Смоленского – это полсотни отделений в Москве и едва ли не самая разветвленная в столице сеть банкоматов (станции метро, крупные торговые центры, популярнейшие вузы и т.д.). Плюс филиалы в Питере и Екатеринбурге. Любопытная деталь: как и свой прародитель, банк «Первое О.В.К.» пошел по пути создания одноименной группы, которая объединяет пять «Обществ Взаимного Кредита» — Центральное, Сибирское, Поволжское, Приволжское и Дальневосточное, — филиальная сеть которых покрывает практически всю Россию.

    «Теперь без Палыча», или «А покупатели кто?»

    «О цене сделки говорить очень трудно, – говорят эксперты, знающие о состоянии банковской империи Смоленского не понаслышке. – Сам факт, что это бизнес Александра Павловича, для кого-то означает повышательный коэффициент: «умножаем на два», потому что в этом случае «плохого не предложат». А кто-то, наоборот, не захочет связываться, если только цену не снизят раза в три-четыре».

    Заметим попутно, что об «исторических корнях» своего бизнеса в «Первом О.В.К.» вспоминать не любят, утверждая, что название свое банк «унаследовал от кредитных обществ, которые были широко распространены в царской России. Первое общество было организовано в 1863 году по личному указу императора Александра II…» Вот только адреса головного офиса и прочих подразделений удивительным образом совпадают с адресами «СБС-Агро», а еще Владислав Першин, председатель правления банка, занявший свой пост меньше месяца назад – уж не ради ли предпродажной подготовки? – прежде работал предправления в «СБС» и вообще считается стопроцентным «человеком Смоленского».

    Так или иначе, покупательский интерес к «Первому О.В.К.» легко объясним. «Ведь если кому-нибудь надо купить тысячу филиалов сразу, то лучше варианта не подобрать», – продолжают ломать голову эксперты. Таким динамичным игрокам на розничном рынке, как Внешторгбанк, ММБ или «Райффайзен», такие затраты, кажется, ни к чему: они вполне успешно строят сеть собственную, а покупка филиалов «Первого ОВК» неминуемо приведет к дублированию. Не возьмется за это, надо полагать, и столичный «Сити»: «иностранцам» вообще важна репутация. Скорее всего, на роль покупателя подойдет какая-нибудь не очень бедная бизнес-структура, которая только собирается заняться банковской розницей, а до репутационных рисков ей дела нет.

    Хотя, если вспомнить про «Александр-хаус», можно предположить, что покупателя банка «Первое О.В.К.» могут «назначить» в Кремле. И тогда сработает фактор «повышательного коэффициента».



    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru